Для того, чтобы коммерциализировать (монетизировать) вашу технологию или идею, первое, что необходимо сделать — оформить ее в юридический объект. Это можно сделать, получив патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или оформив авторское свидетельство на компьютерную программу или базу данных. После этого у вас появится выбор, как вы можете перейти на коммерческий путь.
Полученный патент без его коммерциализации практически ничего собой не представляет, кроме повышения авторитетности компании и красиво оформленной бумаги, выданной государственным органом.
По статистике, более 60% полученных патентов забываются уже после 2-го года действия — владельцы не оплачивают пошлину за поддержание патента в силе. Стоит учитывать, что большую долю правообладателей занимают физические лица и университеты, которые, получив эксклюзивные права на использование и внедрение изобретения или полезной модели, не могут найти нужные маркетинговые и управленческие механизмы, чтобы воспользоваться всеми возможностями.
В процессе стремления реализовать патент возникает множество вопросов:
— как привлечь инвестора;
— как организовывать производство;
— как предложить технологию работающим в этой сфере производителям;
— как юридически грамотно оформить документы, чтобы защитить свои интересы;
— какой тип лицензии выбрать, нужно ли получать патент за рубежом и так далее.
Особенности коммерциализации технологий и результатов интеллектуальной деятельности для организации
Помимо прямого дохода с вознаграждения, с точки зрения выгоды организации, коммерциализация интеллектуальной собственности позволит:
- сформировать уставный капитал, не привлекая для этого денежные средства;
- использовать включенные в оборот объекты для получения кредитов;
- амортизировать уставный капитал, путем включения амортизационных отчислений в себестоимость;
- повысить инвестиционную привлекательность компании.
Результаты интеллектуальной деятельности нематериальны, поэтому продавать и покупать можно только права на них. Для компаний доступны две основные формы коммерциализации интеллектуальной собственности:
— дальнейшая возмездная передача прав на интеллектуальную собственность;
— самостоятельное изготовление и продажа продукции, созданной с использованием интеллектуальной собственности.
Второй способ способен обеспечить более высокий доход, однако связан с существенными рисками затратами: финансовыми, производственными, трудовыми, временными и другими, поэтому применяется чаще всего в крупных организациях.
Коммерциализация технологии путем передачи прав на интеллектуальную собственность
Передача интеллектуальных прав в России для физических и для юридических лиц возможна тремя способами:
- Заключение лицензионного договора;
- Заключение договора коммерческой концессии (франшиза);
- Отчуждение (продажа).
Изобретатель АК-47 конструктор М.Т. Калашников не запатентовал свое изобретение. Между тем, его идея изменила жизнь! Однако, сам автор ничего за это не получил при жизни, а изготавливать автомат может сейчас любой желающий. Достаточно несправедливо для такого гениального технического решения, поэтому я убеждена в важности патентования интеллектуальной собственности.
Конечно, не все люди созданы для маркетинга и торговли. Возможно, вы предпочитаете сосредоточиться на творчестве, а остальное оставить другим. Но по закону вы имеете право принимать решения о том, как ваша интеллектуальная собственность будет использоваться на рынке. Итак, как вы должны действовать? Сначала займемся прямым маршрутом.
Лицензионный договор на технологию для интеллектуальной собственности
Если вы считаете, что ваше изобретение может приносить доход путем его воплощения в жизнь, то заключение лицензионного договора (лицензии) будет самым лучшим решением. По лицензионному договору (согласно статье 1235 Гражданского кодекса РФ) «обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах».
Простыми словами, вы «сдаете напрокат» право использования вашим патентом. Законом предусмотрено 2 вида лицензий:
— простая (неисключительная) лицензия — наиболее выгодный для владельца патента вариант коммерциализации прав на интеллектуальную собственность. В этом случае лицензиат не передает полученные права третьим лицам (сублицензия), а лицензиар (правообладатель) может заключать аналогичные лицензионные договоры с другими компаниям.
— исключительная лицензия — предполагает предоставление другому лицу права использования интеллектуальной собственности. Сам же правообладатель при этом теряет право использовать или давать аналогичные лицензии другим лицам (договором устанавливаются сроки, территория и способы использования). Вторая сторона, в свою очередь, может заключить с третьими лицами сублицензиенный договор для передачи полученных прав.
Теперь о самом интересном: о вознаграждении за пользование вашей интеллектуальной собственностью. Лицензионным договором устанавливаются следующие формы оплаты:
- паушальный платеж — фиксированная сумма, выплачиваемая один раз;
- роялти — периодические платежи, размер которых устанавливается в договоре (как правило, привязывается к %% от экономического результата использования интеллектуальной собственности);
- комбинированные платежи — сочетание первого и второго способов.
В случае заключения лицензионного договора вы не будете нести ответственность за сбои в изготовлении и доставке продукта, это подпадает под ответственность лицензиата. Все изменения по конструкции, технологии или доработки также будут заботой вашего партнера. Но каким бы выгодным ни казалось лицензирование вашего патента, у него есть недостатки. Например, если изготовленное изделие работает не так хорошо, как ожидалось, ваши выплаты на роялти могут иссякнуть. Здесь важно держать руку на пульсе, вести переговоры и лицензиаром и не портить отношений.
Заключение договора коммерческой концессии (франшиза)
Владельцы бизнеса заинтересованы в развитии своих компаний и увеличении прибыли. Чтобы самим не тратить деньги на научные разработки, им выгодней всего купить готовое решение. Для этого и используется франчайзинг.
Суть заключения договора коммерческой концессии (франшизы) мало чем отличается от лицензионного договора. Однако, существует ряд отличий.
1. Коммерческая концессия предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество сторон после заключения договора в целях развития бизнеса под брендом правообладателя. В случае лицензионного соглашения — правообладатель избавлен от этого.
2. Цель использования франшизы — всегда получение прибыли. В случае лицензионного соглашения его цель значения не имеет и может быть научной или любой другой.
3. Договор концессии предполагает передачу полного комплекса прав (в который входит и право на использование товарного знака), объектом лицензии может выступать и один объект (например, ноу-хау, или изобретение).
4. Ответственность второй стороны за качество выпускаемого продукта по договору франчайзинга как правило, регулируется и контролируется правообладателем. В случае лицензионного соглашения никакого надзора со стороны правообладателя нет.
5. Сторонами концессии могут быть только юридические лица, в лицензионных могут как физические лица, так и некоммерческие организации.
6. Концессия всегда предполагает вознаграждение. Лицензия же может быть и на безвозмездной основе.
Отчуждение патента
Если вы увлечены своей идеей, но просто хотите продать ее для единовременной прибыли, вам следует рассмотреть возможность продажи своего изобретения напрямую. Таким образом, вам не нужно беспокоиться об организации производства, упаковке, логистических или других проблемах. связанных с продвижением продукта.
Однако важно учитывать последствия такого шага. С одной стороны, лишь небольшое количество изобретений способно принести прибыль. Продавая ваш патент, вы получаете гарантированную возможность получить хоть какую-то прибыль, даже скромную. С другой стороны, продажа вашего изобретения может обернуться против вас, если ваша идея действительно взлетит.
Вы можете потерять будущую прибыль, которую принесет ваш продукт. Если вы не уверены, что вам подходит продажа вашей идеи, подумайте о потенциале и жизнеспособности вашего продукта. Может, вам стоит самостоятельно заняться его воплощением и реализацией на рынке?
Как заинтересовать инвестора для коммерциализации технологии, патента или другой интеллектуальной собственности
Чтобы Ваша разработка заинтересовала инвестора, нужно подготовить презентацию с детальным анализом, в которой дать развёрнутые и убедительные ответы на следующие вопросы:
1) Почему ваше изобретение будет популярно на рынке;
2) Преимущества в сравнении с продукцией конкурентов;
3) Связь новых технических характеристик и прибыли;
4) Пошаговый план внедрения объекта в производство, с приблизительным расчётом сроков окупаемости и затрат.
Для принятия решения о целесообразности продажи, лицензирования или передачи вашего изобретения, вы всегда можете проконсультироваться со специалистом, имеющим опыт работы в области патентов. Если обращаться с идеей правильно, то она может стать вашим золотым самородком.