Ваше изобретение должно быть новым и уникальным, иначе оно не получит патент. Поэтому начать патентный процесс стоит с поиска аналогичных патентов. Как узнать, не запатентовал ли уже кто-то вашу идею?
Первым шагом важно узнать, какие еще патенты существуют. Для этого проводится патентный поиск, который определит, насколько сложно будет получит нужный вам патент.
Самостоятельный патентный поиск стал очень простым
Для проведения поиска необходима патентная база данных. Еще совсем недавно подобный поиск проводился в библиотеках или специальных журналах. Сейчас же патентные Ведомства всех стран сделали свои базы доступными для электронного поиска через Интернет. Кроме того, какие сервисы как Яндекс и Google также индексируют все патенты. Таким образом у нас есть в минутной доступности такая обширная база патентов, о которой раньше невозможно было и мечтать.
Сегодня искать патенты стало очень просто. И любой автор может сделать это самостоятельно, используя и подбирая нужные ключевые слова, которые ему хорошо известны.
Популярные патентные базы данных
У каждой страны есть своя база данных, но наиболее полно поиск можно провести по следующим:
https://patentscope.wipo.int/search/ru/search.jsf | Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) Наиболее полная база данных. Для удобства используйте встроенный переводчик. Поиск лучше проводить по ключевым словам на английском языке. |
https://patents.google.com/ | Патенты. Которые индексируются и систематизируются Google со всех баз патентых патентных Ведомств. Поиск лучше проводить на английском языке. |
https://www.fips.ru/iiss/ | Российская патентная база |
https://yandex.ru/patents | Поиск по российским патентам от Яндекс, но более удобный – с понятными фильтрами и алгоритмами. |
https://worldwide.espacenet.com/ | Поисковая система Европейского патентного ведомства. Включает в себя патенты более 90 стран и международных организаций. Поиск на английском языке. |
Как узнать, существует ли уже патент: понимание того, что ищете
Чтобы узнать, существует ли уже патент вам необходимо четко понимать, что делает ваше изобретение новым и не похожим на другие изобретения или услуги.
Поэтому следующим шагом будет разбить эти функции на логику поиска. Допустим, ваш продукт — это новый брелок для ключей, который позволяет легче закрепить ключи на боковой стороне сумки. Новинкой является подпружиненная застежка, которая позволяет пользователю прикрепить ее к боковой части сумки одной рукой.
Чтобы найти аналоги своего изобретения, разнесите эти элементы: брелок, сумку, пружину и застежку. Затем расширьте поисковые фразы, используя любые возможные синонимы, которые вы можете придумать: (брелок ИЛИ брелок для ключей) и (кошелек ИЛИ сумочка).
Продолжайте совершенствовать свой поиск, чтобы свести количество попаданий к чему-то действительно похожему. Следите за логикой поиска. Запишите это и узнайте, сколько результатов дал каждый поиск.
Подумайте над синонимами: «брелок» можно заменить на «подвеска» «застежка», или на более технически верное «карабин» или «зажим».
Патентное ведомство сейчас получает патентных заявок, больше чем когда-либо в истории. Чтобы убедиться в отсутствии новых патентов, близких к вашему изобретению, вам потребуется периодически повторять поиск, обновляя его актуальность. Сохранение логики поиска гарантирует, что вы сможете легко повторить поиск.
Записывайте ключевые слова, по которым проводили поиск. Кроме использования ключевых слов можно проводить поиск по правообладателю или классу МПК.
Анализ результатов патентного поиска
Когда после проведения поиска вы обнаружите, что больше никто не запатентовал ваше изобретение, у вас будет большой пул других патентов, которые в чем-то схожи с вашим.
Кто-то придумал подобную подпружиненную застежку для спинки коляски. Она другая, с большей пружиной и застежкой другой формы, но у них с вашим изобретением много общего.
Полученный список патентов — самое важное, что вам дал этот поиск. Почему? Любой патент для его регистрации требует абсолютной новизны. Одни и те же изобретения не патентуют.
С другой стороны, патенты также не могут быть очевидными. С юридической точки зрения это означает, что любому специалисту в этой области не должно быть очевидно ваше изобретение.
Глядя на застежку коляски, патентное бюро может увидеть, что застежка вашей сумочки является явным следствием или модификацией известной застежки коляски — например, единственная реальная разница — это размер.
Когда вы описываете свой патент, добавляйте детали, которые помогут доказать, что застежка вашей сумочки не очевидна: возможно, небольшой размер пружины требует специальных материалов или форма застежки выполнена под определенным углом. Чтобы указать отличия и особенности вашего решения и подойдет прототип — максимально приближенный к вашему патент, который был найден вами в процессе поиска.